Сергий Радонежский. Интересные детали биографии

Михаил Нестеров Видение отроку Варфоломею.jpgПервое жизнеописание преподобного Сергия Радонежского составлено его учеником Епифанием Премудрым примерно в 1418 году, то есть спустя более четверти века после смерти основателя Троицкого монастыря. По мнению историков, Епифаний, составляя «Житие», подошел к работе как серьезный исследователь, использовавший большое количество доступных ему источников, и в результате создал ценнейший труд, содержащий сведения о жизни Московской Руси XIV века.

Единственный недостаток жизнеописания, созданного Епифанием Премудрым, – год появления на свет Сергия Радонежского указан с использованием довольно затейливой формулировки: «Хочу также сказать о времени и годе, когда преподобный родился: в годы правления благочестивого, славного и державного царя Андроника, самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе Константинополя Каллисте, патриархе вселенском; родился он в земле Русской, в годы княжения великого князя тверского Дмитрия Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси, когда приходило войско Ахмыла».

В результате ученые-историки столкнулись с нелегкой проблемой интерпретации этих данных. Так на протяжении последних двухсот лет назывались разные даты рождения Сергия Радонежского: 3 мая 1314 года, 3 мая 1319 года, 3 мая 1322 года, 29-31 мая 1322 года и пр.

Современные светские исследователи также расходятся в своих вычислениях. Однако несколько лет назад и мирские ученые, и богословы договорились считать наиболее вероятной датой рождения преподобного Сергия Радонежского 3 мая 1314 года. В результате в 2014 году в Свято-Троицкой Сергиевой лавре состоялось торжественное празднование 700-летия со дня рождения ее основателя.

Преподобные Кирилл и Мария Радонежские.jpgВ труде Епифания также не указано точное место рождения преподобного. Сказано лишь, что родители его – Кирилл и Мария – «были благородные и благоверные», что до переселения из Ростовского княжества семья жила в деревне неподалеку от Ростова (принято считать, что речь идет о селе Варницы) и что будущий святой получил при крещении имя Варфоломей (в честь апостола Варфоломея).

Согласно Епифанию, в семье, помимо Варфоломея, были еще два сына – Стефан и Петр. Всех мальчиков отдали учиться грамоте, но у Варфоломея это дело продвигалась плохо: «учился он как-то медленно и не прилежно». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона так описывал обучение Варфоломея: «Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию».

Совершенно иначе говорится об этом в труде Епифания Премудрого: «…он увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося…». По окончании молитвы мальчик рассказал старцу о своих проблемах в учебе и попросил его помолиться Богу. По завершении молитвы старец дал Варфоломею кусочек просфоры и сказал, что с сего дня он будет знать грамоту лучше всех своих сверстников. Что вскоре и подтвердилось.

Эта легенда легла в основу знаменитой картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и установленного в Радонеже памятника работы Вячеслава Клыкова.

Спустя какое-то время сильно обедневшая семья Варфоломея перебралась в город Радонеж. Причины упадка благосостояния Кирилла и Марии называются разные – частые хождения главы семьи вместе с князем в Орду, татарские набеги, непосильные подати, неурожай и переход великого княжения к московскому князю Ивану Калите, лишившему ростовскую знать власти, имущества, доходов и почестей. При этом известный российский историк Николай Борисов считает, что переезд в Радонеж был не собственным решением боярина Кирилла, а принудительным переселением: «Иван Калита уплатил в Орде долги ростовчан и теперь мог поступать с ними по своему усмотрению», поскольку по тогдашним законам «неисправный должник попадал в полную личную зависимость от своего кредитора».

Троицкая обитель времен Сергия Радонежского.jpgМнения светских и церковных историков о дальнейших событиях также довольно существенно расходятся. Одни утверждают, что Варфоломей хотел принять монашеский постриг еще при жизни родителей, но они попросили не торопиться, а дождаться их смерти. Другие считают, что при жизни Кирилл так и не благословил сына на пострижение, и он был вынужден ждать кончины отца и матери. При этом все сходятся во мнении, что сами Кирилл и Мария приняли монашеский сан в Хотьковском монастыре.

Известно, что после смерти родителей Варфоломей отдал свою долю наследства своему  младшему брату Петру и уговорил старшего брата Стефана уйти на пустынное жительство.

По некоторым данным, братья долго искали место для поселения, пока не пришли на горку Маковец, где была лесная чаща и вода. Интересно, что, по мнению российского историка Бориса Клосса, никаких длительных случайных поисков не было – место, выбранное для поселения, располагалось в бывшем владении Стефана, которое он передал Варфоломею после своего пострижения в монахи. Эта точка зрения представляется весьма логичной – вряд ли братья решились бы на строительство храма, не получив разрешение хозяина земель. При этом ни один из историков, включая Епифана Премудрого, не сообщает о существовании такого землевладельца.

У историков имеются разногласия и по поводу сроков освещения возведенного братьями храма. Некоторые считают, что это событие произошло буквально сразу же после окончания строительства. «…И привезли с собой освящение, и антиминс, и мощи святых мучеников, и всё, что нужно для освящения церкви», – пишет Епифан Премудрый. Согласно его исследованию, храм в честь Пресвятой Троицы освящен в княжение Симеона Гордого, то есть не раньше 1341 года.

Есть мнение, что освящение храма произошло позже. Так историк Николай Борисов уверен, что первоначально постройка использовалась в качестве часовни, и была освящена лишь после ухода Стефана в Москву. При этом Николай Борисов обращает внимание на тот факт, что посвящение храма Троице было для средневековой Руси явлением чрезвычайным. В те времена предпочитали посвящать храмы Спасу, Богородице, святым воинам, отцам Церкви. Доподлинно известно, что на территории нынешней России с 1054 до 1341 года православные храмы Пресвятой Троице не посвящались.

Неоднозначно отношение биографов Сергия Радонежского к уходу Стефана. Согласно Епифанию Премудрому, Стефан «недолго прожил в пустыни с братом своим»: вскоре он «увидел, что трудна жизнь в пустыни, жизнь печальная, жизнь суровая, во всем нужда». Тогда Стефан оставил брата, возлюбившего пустынное жительство, и ушел в Москву, поселился в Богоявленском монастыре. Казалось бы, старший брат испугался трудностей и лишений. Однако не все так просто. В Москве Стефан был приближен к митрополиту Фиогносту, стал игуменом Богоявленского монастыря и духовником князя Симеона Гордого. Просто так подобные вещи с бывшими отшельниками не случаются. Тем более что некоторое время спустя сын Стефана Феодор, которого воспитал Сергий Радонежский, стал духовным отцом Дмитрия Донского…

Вячеслав Клыков памятник Сергию Радонежскому в Радонеже.jpg Интересно, что монахом  Варфоломей стал уже после ухода Стефана в Москву. Согласно приданию, пожив некоторое время в одиночестве он призвал некоего игумена Митрофана и 7 октября (по юлианскому календарю) в день поминовения мучеников Сергия и Вакха принял постриг под именем Сергия. Насчет года, когда это событие произошло, историки опять-таки спорят: некоторые называют 1337 год, другие уверены, что правильным годом является 1342-й. Однако представляется более логичным, что, уходя на ответственный пост в Москву, Стефан озаботился наставником для брата и таким образом на исторической сцене появился игумен Митрофан. Который, кстати, по некоторым источникам, и стал первым настоятелем Троицкого монастыря, а Сергий Радонежский занял этот пост лишь в 1344 году (по другим данным – в 1354 году), после смерти Митрофана.

В сан Сергия Радонежского посвятил управляющий делами Русской церкви в отсутствие митрополита Алексея епископ Владимиро-Волынский Афанасий, который, по предположению историков, был близким родственником и другом боярина Кирилла – отца преподобного Сергия.

Старший брат Сергия – игумен Стефан – после смерти Симеона Гордого укрылся в Троицкой обители от своих недругов. Братья разошлись во мнениях по поводу устава Троицкого монастыря. Сергий был сторонником введения общежития (христианской монашеской коммуны), а Стефан стремился сохранить особножительство – систему, когда монахи могут владеть личной собственностью. В этом случае общими являются жилье и богослужения, а во всем остальном каждый живет по своему собственному усмотрению.

Ссора братьев послужила причиной того, что Сергий в 1358 году покинул Троицкий монастырь и основал небольшую обитель на реке Киржач (ныне Благовещенский женский монастырь). Через некоторое время к новому месту пребывания Сергия пришли его ученики. Были построены кельи и деревянная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Прожив в обители на Киржаче четыре года, Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь, оставив настоятелем своего ученика преподобного иеромонаха Романа…

Краткая история Троице-Сергиевой лавры изложена в разделе «История» нашего сайта, а подробности из жизни преподобного Сергия Радонежского, его сподвижников и учеников вы можете узнать, заказав одну из экскурсий.